Кого можно и нельзя обучать самостоятельно
Любой работник может пройти обучение на собственном предприятии, но загвоздка в том, что необходима комиссия по проверке знаний требований охраны труда. Люди, которые будут в неё входить (числом не меньше 3), должны проходить специальное обучение в учебном центре. Остальные работники смогут учиться непосредственно в компании, если будет возможно организовать самостоятельное обучение на предприятии. В учебный центр на учёбу стоит отправить (п. 2.3.2 Порядка обучения правилам охраны труда от 13.01.2003 г.):
- Руководителей компаний и их заместителей, контролирующих область охраны труда.
- Замов главного инженера по охране труда.
- Руководящих лиц, инженеров, технологов, которые займутся организацией и ведением процесса.
- Руководство и организаторов производственной практики обучающихся.
- Лиц, ответственных за организацию работы по охране труда и сотрудников соответствующей службы.
- Комиссионную коллегию, проверяющую подготовку обучаемых.
Кто может обучать сотрудников
Руководящее звено и специалистов смогут обучить сотрудники, ответственные за охрану труда, если у них имеется необходимая квалификация и большой опыт. Специальные темы, предусмотренные программой, должны преподавать работники кадровой, юридической, транспортной служб, те, кто специализируется на промышленной безопасности. Их нужно приглашать из разных подразделений организации (если такие имеются) или со стороны.
Программа самостоятельного обучения руководителей должна предусматривать лекции, собеседования, деловые игры, семинары, занятия группами и индивидуально. Некоторые части обучающего процесса доступны для самостоятельного изучения. Обучаемые могут заниматься по методичкам, пособиям или дистанционно.
Рядовых работников учат руководители. Здесь также можно привлекать специалистов узкого профиля. К примеру, тему оказания первой помощи лучше освоить в учебном центре. Для этого практикуются двухдневные учебные курсы, организованные как корпоративное мероприятие. Люди смогут отработать навыки оказания первой медицинской помощи в ситуациях, приближённых к настоящим, с использованием манекенов и помощи добровольцев.
Часто обучающая программа предполагает ситуационно-ролевые игры, которые помогают быстро усвоить и надёжно закрепить в памяти весь преподанный материал. Важно, что дистанционное или заочное обучение рядовых сотрудников невозможно. Они должны проходить инструктаж на рабочем месте либо осваивать программу в учебном центре. Курс может включать оба эти метода.